Давным-давно,
приблизительно в 15 веке Леонардо да
Винчи описал принцип работы камеры,
которая впоследствии получила название
Камера-обскура (от латинского – «темная
комната»). Но
первые упоминания о принципах появления
перевернутого изображения на стенах
затемненной комнаты датируются еще V
веком до нашей эры и присваиваются
китайскому философскому движению
моистов. Им вторил и Аристотель в своей
«Оптике». Но лишь в 10 веке арабский
ученый физик и математик Ибн ал-Хайсам
или Альхазен, как он был известен в
Европе, объяснил принципы действия
конструкции. В 17 веке камеру активно
использовали как вспомогательный
элемент при создании картин.
Принцип
работы можно описать следующим образом:
в темной коробке из картона, дерева или
другого материала проделывается
небольшое отверстие, через которое
внутрь проникает свет. Подчиняясь
законам оптики, луч отражает изображение
на стену, противоположную отверстию.
Что характерно, картинка всегда получается
перевернутой и зеркально отраженной.
Однако
не стоит воспринимать слово «камера»
буквально. Ее нельзя было использовать
для дальнейшей печати фотографий, потому
что печати еще даже не существовало.
Камера-обскура воспринималась как вид
интеллектуального развлечения или
просто вспомогательным инструментом
для рисования.
Первая
фотография появилась только в 1822,
а авторство принадлежало Жозефу Нисефору
Ньепсу. К сожалению, она была уничтожена
при попытке создать ее копию. Фотография
была сделана на бумаге, пропитанной
хлористым серебром. В 1826
(по
некоторым данным в 1827)
Жозефу
удалось-таки сделать свой наиболее
известный фото снимок, который сейчас
и считается самым ранним.
На
снимке запечатлен вид из окна мастерской
самого Жозефа Ньепса. Более поздние
фотографии, снятые на камеру-обскура,
были изготовлены на металлических или
каменных пластинах, обработанных
асфальтовым лаком. Это вещество таяло
под влиянием солнечного света, после
чего изображение вытравлялось кислотой,
а потом спиртом убирались остатки лака.
Не лишним будем заметить, что такая
пластина оставалась под воздействием
солнечного света на 6-8 часов! После
дополнительной механической обработки
Ньепс делал отпечаток фотографии. Сам
процесс был длительным по времени, а
еще и очень затратным по финансам, но
благодаря этим экспериментам мы можем
сейчас заниматься фотографией. В
последние годы жизни Жозеф Ньепс
поделился секретами своих открытий с
Луи Дагером.
Луи Дагер позже сделал
вклад в развитие фотографии и открыл
технологию проявления фотографии. К
тому же, он изменил способ фотографирования
и с 1831 года начал использовать серебренную
пластину. Он обрабатывал ее выпариванием
кристаллов йода, после чего она становилась
чувствительной к свету. Луи удалось
сократить длительность экспозиции до
20-30 минут. Фотографии получались
нечеткими, но после того, как Дагер
подвергал снимок эмиссии нагретой
ртути, они начинали проявляться. Благодаря
таким изменениям процесса фотографирование
распространилось среди людей, но только
тех, которые могли себе это позволить.
Впереди
еще долгий путь до того, как появится
цифровая фотография, и мы расскажем вам
как же развивались события.